Содержание:
На онкологическом форуме «Белые ночи 2022» в рамках пациентской сессии «Поставлен диагноз рак: путь к выздоровлению» выступила Павлова Юлия Владимировна, к.ю.н., доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. М.И. Сеченова, генеральный директор Национального института медицинского права, руководитель Комитета по праву ассоциации онкологов России. Она рассказала, на какие важные правовые аспекты необходимо обращать внимание пациентам, проходящим лечение онкологического заболевания.
Какой объём лечения можно получить в соответствии с программой государственных гарантий
Пациенту необходимо детально изучить и обсудить с врачом объем медицинской помощи, который он может получить в рамках программы государственных гарантий. Некоторые лекарственные препараты могут не входить в объём медицинской помощи или, наоборот, существующая нормативная база позволяет получить медицинскую помощь в полном объёме по программе государственных гарантий.
Для изучения правовой информации лучше пользоваться официальными источниками –правовыми базами «Гарант», «Консультант Плюс», на которых размещаются актуальные документы. В частности, необходимо ознакомиться с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
При формировании территориальной программы государственных гарантий учитываются: порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации. Объём медицинской помощи сейчас, особенно с 1 января 2022 года, определяют клинические рекомендации.
Клинические рекомендации – это основа, на которой формируется территориальная программа государственных гарантий и которая содержит буквально всю информацию об объёме медицинской помощи, которую пациент может получить в рамках своего полиса ОМС.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» обязывает медицинские организации оказывать медицинскую помощь в соответствии с объёмом, указанным в клинической рекомендации по конкретной нозологии.
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»
Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
Рубрикатор клинических рекомендаций размещён на сайте Минздрава РФ: Cr.minzdrav.gov.ru.
Этим цифровым инструментом легко пользоваться и с его помощью несложно найти клиническую рекомендацию, которая нужна по конкретной нозологии.
Какой объём лекарственного обеспечения можно получить при установлении онкологического диагноза
В Программе государственных гарантий определено, что без взимания платы всю медицинскую помощь, включая сопроводительную терапию и реабилитационные мероприятия на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи. Но пока нет единообразия, когда стандарт медицинской помощи полностью соответствует клинической рекомендации и перечню жизненно важных лекарственных препаратов, которые применяются при оказании как стационарной помощи, так и на амбулаторном этапе.
Когда пациент находится в стационаре, то вся медицинская помощь должна быть оказана в рамках соответствующих клинических рекомендаций и стандартов лечения согласно утверждённого Правительством Российской Федерации перечня жизненно важных лекарственных препаратов.
Когда пациент с онкологическим заболеванием переходит на амбулаторный этап, то получать лекарственное обеспечение бесплатно он может по разным основаниям.
Человек может быть так называемым федеральным льготником и получить право на бесплатное лекарственное обеспечение, если он приобрёл инвалидность или это ребёнок-инвалид. Включение федерального льготника в соответствующий регистр будет основанием для того, чтобы обеспечивать лекарствами в объёме перечня жизненно важных лекарственных препаратов.
Есть еще категория региональных льготников. Если у вас нет инвалидности, то, в любом случае Постановление Правительства РФ от 30 июля 1992 г. №890 определяет перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Онкологические заболевания – это повод для получения всех лекарственных препаратов бесплатно, включая перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным.
Обязанность региона – обеспечить регионального льготника всеми необходимыми лекарственными препаратами на амбулаторном этапе.
И я призываю все пациентское сообщество не пользоваться, на мой взгляд, абсолютно устаревшей нормой о так называемой монетизации льгот. Если вы, допустим, инвалид и больны онкологическим заболеванием, то по этим двум основаниям иногда возникает право на получение бесплатных лекарственных препаратов. Монетизация федеральной льготы не лишает вас право получать в рамках региональной льготы бесплатное лекарственное обеспечение. Но уважаемые пациенты, не надо пользоваться этим правом, поскольку это крайне низкая сумма, и это лишает возможность регион получать соответствующие средства из федерального бюджета и, конечно, снижает, в том числе и ваши права в этой сфере. Поэтому мы надеемся, что монетизация, как изжившая себя уже норма, утратит силу.
Приобретение лекарственного препарата по решению врачебной комиссии из-за индивидуальной клинической ситуации
Важно знать, что никакие перечни не носят ограничительного характера. У нас есть мощный механизм – врачебная комиссия. Поэтому, если из-за клинической ситуации, индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, по жизненным показаниям, когда только определённым лекарственным препаратом можно помочь пациенту – все эти вопросы решаются индивидуально на заседании врачебной комиссии.
И с этой точки зрения, бывает недопонимание между лечащим врачом и пациентом, когда врач не инициирует рассмотрение вопроса на врачебной комиссии медицинской организации, а направляет пациента в Минздрав и т.д.
Допустим, лечащий врач говорит: «Мы никогда не назначим такой лекарственный препарат, поскольку он вне перечня жизненных лекарственных препаратов, значит, финансирования нет у региона и т.д., идите в Минздрав». Минздрав говорит: «Да мы бы, собственно говоря, всё закупили, но только где протокол врачебной комиссии медицинской организации, где вы лечитесь». И вот такая плохая коммуникация между всеми субъектами этих правоотношений приводит к обширной судебной практике, которая сейчас является предметом рассмотрения Верховного суда.
Каждый регион обычно принимает свой региональный акт, который определяет порядок и сроки рассмотрения врачебной комиссией и порядок предоставления документов Минздраву или Департаменту здравоохранения, чтобы, не теряя времени, закупить лекарственный препарат по решению врачебной комиссии из-за индивидуальной клинической ситуации.
В идеале лечащий врач никуда не отправляет пациента, а сам является инициатором этого процесса. Дальше руководитель медицинского учреждения организует заседание врачебной комиссии. Не должно более 3 дней с момента обращения. Затем, допустим, выносится положительное решение, заносится всё это в медицинскую карту, правильно оформляется протокол – это очень важно, поскольку это медико-юридический документ, и часто отказы приходят из-за неправильно оформленных документов. Всё передаётся в один рабочий день в Департамент на согласование, рассматриваются документы и запускается процесс закупки лекарственных препаратов. Если бы такая схема была отработана везде, то тогда и закупка лекарственных препаратов по так называемым медицинским показаниям не вызывала такого количества обращений, в том числе со стороны пациентов.
Что вам необходимо сделать
Если вы хотите узнать побольше о бесплатных возможностях ФБГУ НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России, получить очную или заочную консультацию по диагностике и лечению, записаться на приём, ознакомьтесь с информацией на официальном сайте.
Если вы хотите общаться с нами через социальные сети, обратите внимание на аккаунты в ВКонтакте и Одноклассники.
Если вам понравилась статья:
- оставьте комментарий ниже;
- поделитесь в социальных сетях через удобные кнопки:
Большое спасибо за полезную и нужную информацию.